Установка сканера.
Добавлено: 08 сен 2016, 13:25
Итак. вы приобрели сканер, либо он у вас давно пылился, валялся на дальней полке, либо вам его бесплатно или платно подогнали.
В принципе исчерпывающая информация, которая отображена тут, взята отсюда.
Все эти манипуляции надо проводить с каждым USB портом, так как програмное - это одно, а аппаратное это другое.
В моем случае: три USB разъема, все они отлично видели сканер.
Выводилось на каждом порту в своей импровизации:
Но только на одном из трех после команды:
получилось
Так что если не работает на одном - пробуйте на другом.
В принципе исчерпывающая информация, которая отображена тут, взята отсюда.
Проверка поддержки сканера в Linux на уровне драйверов.
Прежде всего стоит проверить, поддерживается ли подключенный или планируемый к покупке сканер на уровне драйверов. Данную информацию можно получить на сайте проекта SANE:
В частности, на странице раздела со стабильной поддержкой:
http://www.sane-project.org/sane-mfgs.html, где проще всего искать по производителю (заголовок «Scanners», список «Manufacturers».)
Данные о сканерах представлены в таблицах, где наибольший интерес представляет столбец «Статус». Вот его легенда:
Если по данным сайта сканер поддерживается, но, в данный момент, не сканирует, то можно применить следующие рекомендации. И так, сначала самое простое.
Обновление системы с целью получения новых драйверов.
В Linux-дистрибутивах, к которым относиться и Ubuntu, большинство драйверов встроенно в ядро системы (собственно, в сам Linux). Поэтому следует регулярно устанавливать обновления системы, так как на ряду с другими обновлениями могут прийти новые версии ядра, а следовательно, и новые драйвера для компьютера и периферии.
Установить обновления можно с помощью системного приложения «Программы и обновления» (для классической Ubuntu с Unity) или с помощью «Менеджера обновлений Muon» (для KDE). О том, как использовать «Менеджер обновлений» можно прочитать, например, здесь:
Репозитории и обновления
(заголовок «Управление обновлениями» во второй части страницы).
«Менеджер обновлений Muon» в KDE работает аналогично, хотя немного и отличается интерфейсом и наличием доп. функций.
Даже если в списке устанавливаемых обновлений не было новых версий ядра, то ничего страшного. В любом случае, обновления всегда полезны.
Если с обновлениями пришли новые ядра, то после окончания установки обновлений компьютер попросит его перезагрузить, на что надо согласиться. После перезагрузки можно ещё раз проверить работоспособность сканера.
Если сканер по-прежнему не работает, то потребуются применить более серьёзные методы решения проблемы.
Проверка распознавания системой сканера, как устройства.
Сначала нужно посмотреть, определяется ли сканер физически. Большинство сканеров сейчас подключается по USB, поэтому необходимо открыть Терминал и ввести команду, показывающую все подключенные USB-устройства:
Если среди них нет искомого сканера, то, скорее всего, проблема аппаратная. Стоит проверить, подключён ли сканер по USB, не переломился ли кабель и вообще, исправен ли сам сканер. Так же могут быть проблемы с распознаваем сканера в BIOS или UEFI компьютера. Часто помогает отключение XHCI в UEFI.
Если же в выводе Терминала есть строчка подобная этой:
то уже хорошо — система видит сканер как USB-устройство и можно двигаться дальше. Естественно, что все цифры и наименование сканера могут быть другими. Важно то, что такая строка есть в принципе.
Теперь нужно ввести в Терминале:
Если система не может выполнить команду, то, вероятно, не установлен пакет sane-utils, о чём и сообщит Терминал. Установить этот пакет можно командой:
а затем повторить ввод:
Положительным ответом будет считаться строка, аналогичная этой:
Собственно, на этом можно и остановиться. Сканер подключен и распознаётся, можно сканировать.
Если же Терминал выдаёт отрицательный ответ примерно в таком виде:
[/i]
то это может означать:
Предоставление своей учётной записи права на работу со сканером.
Введённая в Терминал команда
или
покажет логин активного в данный момент пользователя.
Далее, нужно узнать, в каких группах состоит этот пользователь:
где <имя_пользователя> — логин, полученный по команде whoami.
Если в этом списке указаны группы plugdev и scanner, то всё в порядке. Это означает, что проблем с правами на доступ пользователя к сканеру нет и можно переходить к следующему решению.
Если же групп plugdev и scanner нет в списке, то нужно добавить текущего пользователя в эти группы. Например:
где user1 — логин добавляемого пользователя.
Управление группами можно организовать и через графический интерфейс. К сожалению, в современных версиях Ubuntu удалены графические оболочки для управления группами, поэтому сначала придётся их поставить.
Для Ubuntu с Unity и GNOME:
Для Kubuntu или для KDE, являющимся в системе дополнительным рабочим окружением:
Запустить графическую утилиту управления группами в Unity можно через Главное меню→линза Приложения→фильтр Система→раздел Установленные→программа Пользователи и группы
Запуск в KDE: Главное меню→Приложения→Система→программа KUsers (Управление пользователями)Подробнее о пользователях и группах можно прочитать, например, здесь: Пользователи и группы
После включения пользователя в нужные группы снова ввести в Терминал:
Если в ответ появляется строка, аналогичная этой, то проблема решена:
Иначе следует применить следующий метод решения проблемы.
Разрешение сканеру обращаться к ядру системы.
Если ответ Терминала по прежнему отрицательный, то, возможно, сканеру запрещено обращаться к ядру. Разрешение можно дать, отредактировав конфигурационный файл «40-libsane.rules» в текстовом редакторе, запущенном с правами Суперпользователя:
В открывшемся тексте наверняка найдётся строка с параметрами сканера со схожим названием. Нужно скопировать строчку с этими данными и вставить её копию сразу под найденной, заменив в копии название сканера и номера idVendor и idProduct на полученные ранее по команде lsusb.
Вот как это будет выглядеть подробнее.
Строка с похожим сканером в файле «40-libsane.rules»:
Данные от lsusb:
В файле «40-libsane.rules» в копии строки, в заголовке меняется номер модели сканера с 60 на 25, а двойной ID 04a9:2220, полученный от lsusb нужно разделить на idVendor — 04a9 и idProduct — 2220. В результате, основная и новая строки, друг за другом, будут выглядеть так:
Остаётся только сохранить файл и закрыть его.
Теперь снова вводим в Терминале:
Теперь уже ответ должен быть положительным:
Проблема решена. Можно приступать к сканированию.
Прежде всего стоит проверить, поддерживается ли подключенный или планируемый к покупке сканер на уровне драйверов. Данную информацию можно получить на сайте проекта SANE:
Код: Выделить всё
[url]http://www.sane-project.org[/url].
http://www.sane-project.org/sane-mfgs.html, где проще всего искать по производителю (заголовок «Scanners», список «Manufacturers».)
Данные о сканерах представлены в таблицах, где наибольший интерес представляет столбец «Статус». Вот его легенда:
- Complete — полная поддержка.
Good — поддерживается большинство функций.
Basic — поддерживается только базовый функционал, по факту - хорошо если вообще будет работать.
Unsupported — не поддерживается.
Untested — не тестировался, скорее всего работать не будет, но можно поэкспериментировать самостоятельно или поискать драйвера в нестабильной ветке SANE («SANE Development (git) Version»): http://www.sane-project.org/lists/sane-mfgs-cvs.html
Если по данным сайта сканер поддерживается, но, в данный момент, не сканирует, то можно применить следующие рекомендации. И так, сначала самое простое.
Обновление системы с целью получения новых драйверов.
В Linux-дистрибутивах, к которым относиться и Ubuntu, большинство драйверов встроенно в ядро системы (собственно, в сам Linux). Поэтому следует регулярно устанавливать обновления системы, так как на ряду с другими обновлениями могут прийти новые версии ядра, а следовательно, и новые драйвера для компьютера и периферии.
Установить обновления можно с помощью системного приложения «Программы и обновления» (для классической Ubuntu с Unity) или с помощью «Менеджера обновлений Muon» (для KDE). О том, как использовать «Менеджер обновлений» можно прочитать, например, здесь:
Репозитории и обновления
(заголовок «Управление обновлениями» во второй части страницы).
«Менеджер обновлений Muon» в KDE работает аналогично, хотя немного и отличается интерфейсом и наличием доп. функций.
Даже если в списке устанавливаемых обновлений не было новых версий ядра, то ничего страшного. В любом случае, обновления всегда полезны.
Если с обновлениями пришли новые ядра, то после окончания установки обновлений компьютер попросит его перезагрузить, на что надо согласиться. После перезагрузки можно ещё раз проверить работоспособность сканера.
Если сканер по-прежнему не работает, то потребуются применить более серьёзные методы решения проблемы.
Проверка распознавания системой сканера, как устройства.
Сначала нужно посмотреть, определяется ли сканер физически. Большинство сканеров сейчас подключается по USB, поэтому необходимо открыть Терминал и ввести команду, показывающую все подключенные USB-устройства:
Код: Выделить всё
lsusb
Не по теме
Запустить Терминал можно по сочетанию клавиш Ctrl+Alt+T
Если же в выводе Терминала есть строчка подобная этой:
Код: Выделить всё
Bus 003 Device 005: ID 04a9:2220 Canon, Inc. CanoScan LIDE 25
Теперь нужно ввести в Терминале:
Код: Выделить всё
scanimage -L
Не по теме
Следует обращать внимание на регистр букв. Во избежание ошибок лучше копировать команды в Терминал через буфер обмена.
Код: Выделить всё
sudo apt-get install sane-utils
Код: Выделить всё
scanimage -L
Код: Выделить всё
device `plustek:libusb:003:008' is a Canon CanoScan LiDE25 flatbed scanner
Если же Терминал выдаёт отрицательный ответ примерно в таком виде:
Код: Выделить всё
No scanners were identified. If you were expecting something different,
check that the scanner is plugged in, turned on and detected by the
sane-find-scanner tool (if appropriate). Please read the documentation
which came with this software (README, FAQ, manpages)
то это может означать:
- аппаратную проблему;
отсутствие прав на работу со сканером у активной в данный момент учётки пользователя;
сканеру запрещено обращаться к ядру (где обычно и находятся драйвера).
Предоставление своей учётной записи права на работу со сканером.
Введённая в Терминал команда
Код: Выделить всё
who am i
Код: Выделить всё
whoami
Далее, нужно узнать, в каких группах состоит этот пользователь:
Код: Выделить всё
groups <имя_пользователя>
Если в этом списке указаны группы plugdev и scanner, то всё в порядке. Это означает, что проблем с правами на доступ пользователя к сканеру нет и можно переходить к следующему решению.
Если же групп plugdev и scanner нет в списке, то нужно добавить текущего пользователя в эти группы. Например:
Код: Выделить всё
sudo usermod -G plugdev,scanner -a user1
Не по теме
Внимание! Соблюдайте синтаксис! Группы перечисляются через запятую без пробелов, но во всех остальных местах команды пробелы обязательны. Названия групп и имя пользователя вводятся без кавычек и любых скобок.
Для Ubuntu с Unity и GNOME:
Код: Выделить всё
sudo apt-get install gnome-system-tools
Код: Выделить всё
sudo apt-get install kuser
Запуск в KDE: Главное меню→Приложения→Система→программа KUsers (Управление пользователями)
Не по теме
В обоих рабочих окружениях можно набрать название программы в поисковой строке меню, что значительно ускорит процесс поиска и запуска нужной программы.
После включения пользователя в нужные группы снова ввести в Терминал:
Код: Выделить всё
scanimage -L
Код: Выделить всё
device `plustek:libusb:003:008' is a Canon CanoScan LiDE25 flatbed scanner
Разрешение сканеру обращаться к ядру системы.
Если ответ Терминала по прежнему отрицательный, то, возможно, сканеру запрещено обращаться к ядру. Разрешение можно дать, отредактировав конфигурационный файл «40-libsane.rules» в текстовом редакторе, запущенном с правами Суперпользователя:
Код: Выделить всё
sudo gedit /lib/udev/rules.d/40-libsane.rules
Не по теме
gedit — стандартный текстовый редактор Ubuntu для рабочих окружений Unity и GNOME. В Kubuntu (или в KDE) вместо него обычно используется Kate:
Код: Выделить всё
sudo kate /lib/udev/rules.d/40-libsane.rules
Вот как это будет выглядеть подробнее.
Не по теме
В качестве примера продолжает рассматриваться сканер «CanoScan LIDE 25». При подключении другого сканера, его название и значения idVendor и dProduct будут другими, так же может отличаться номер USB-порта.
Код: Выделить всё
# Canon CanoScan LiDE 60
ATTRS{idVendor}=="04a9", ATTRS{idProduct}=="221c", ENV{libsane_matched}="yes"
Данные от lsusb:
Код: Выделить всё
Bus 003 Device 005: ID 04a9:2220 Canon, Inc. CanoScan LIDE 25
Код: Выделить всё
# Canon CanoScan LiDE 60
ATTRS{idVendor}=="04a9", ATTRS{idProduct}=="221c", ENV{libsane_matched}="yes"
# Canon CanoScan LiDE 25
ATTRS{idVendor}=="04a9", ATTRS{idProduct}=="2220", ENV{libsane_matched}="yes"
Теперь снова вводим в Терминале:
Код: Выделить всё
scanimage -L
Код: Выделить всё
device `plustek:libusb:003:008' is a Canon CanoScan LiDE25 flatbed scanner
В моем случае: три USB разъема, все они отлично видели сканер.
Выводилось на каждом порту в своей импровизации:
Код: Выделить всё
Bus 003 Device 005: ID 04a9:2220 Canon, Inc. CanoScan LIDE 25
Код: Выделить всё
scanimage -L
Код: Выделить всё
device `plustek:libusb:003:008' is a Canon CanoScan LiDE25 flatbed scanner